Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине "Основы философии"

Филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»

в г. Ртищево

 

по дисциплине

ОГСЭ.01 «Основы философии»

Практическое занятие по теме:

«Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.»

Автор: преподаватель

дисциплины

Ртищево - 2016

Аннотация

Методическая разработка создана в результате работы по реализации компетентностного подхода в обучении, а также с целью описания методики и алгоритма проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы философии». Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения. Ключевым компонентом разработки являются практическое задание по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.» и указания по их выполнению для обучающихся. В разработке содержатся критерии оценивания выполненных практических заданий.

Методическая разработка предназначена для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

Содержание

Введение

3

Цели занятия, методы и средства обучения

5

Организационная структура занятия

8

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

10

Практические задания

13

Система и критерии оценивания

19

Теоретический материал

20

Заключение

32

Список источников

34

Введение

Внедрение новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования происходит на основе модульного обучения, основанного на компетентностном и практикоориентированном подходах. В связи с этим меняются технологии и методы обучения, а также виды учебных занятий, в том числе по дисциплинам общего гуманитарного и социально – экономического цикла.

Стандарты III поколения содержат требования не только к знаниям, но и к умениям и практическому опыту, приобретаемым в процессе обучения. Следует обратить внимание на тот факт, что в тексте стандарта требования к умениям расположены на первом месте, в том числе по дисциплине «Основы философии»:

-  умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

-  определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

-  определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

-  сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В связи с этим возникает методологическая проблема: как реализовать требования Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования к формированию данных умений, поскольку они являются основой общих компетенций? Попытка решения этой проблемы привела к переосмыслению характера и роли семинарского занятия в процессе освоения гуманитарных знаний и осознанию необходимости проведения именно практических занятий.

Цель данной методической разработки – описание технологии проведения практических занятий по философии на примере одного учебного занятия по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.».

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

-  разработка общей методики проведения занятия;

-  построение оптимальной организационной структуры занятия;

-  разработка практических заданий и методических указаний по их выполнению;

-  разработка системы адекватного педагогического оценивания сформированных умений обучающихся.

Методическая разработка может представлять интерес для преподавателей философии, истории, литературы, психологии общения, реализующих ФГОС СПО по специальностям всех профилей обучения.

Цели занятия, методы и средства обучения

Тема занятия: «Античная философия».

Место темы в структуре дисциплины. Тема является исходной и основополагающей в процессе изучения истории европейской философской мысли и общей философской проблематики.

Вид учебного занятия: практическое.

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «История», «Литература».

Цели занятия

1.  Образовательная цель:

˗  определение значения античной философии в духовной культуре человека;

˗  распознавание онтологических и гносеологических проблем в спектре других философских проблем, выявление их специфики.

2.  Дидактическая цель:

˗  формирование умения выявить и проанализировать проблему;

˗  формирование исследовательских навыков и компетенций;

˗  развитие навыков оценки и критического восприятия источников информации;

˗  развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения.

3.  Воспитательная цель:

˗  формирование духовной и интеллектуальной культуры будущего специалиста.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Длительность занятия – 90 мин.

Методы обучения:

˗  объяснительно - иллюстративный;

˗  практический метод;

Технические средства обучения:

˗  компьютер с лицензионным программным обеспечением;

˗  мультимедийный проектор.

Учебно-наглядный материал:

˗  презентация «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.», выполненная в программе Microsoft Power Point.

Информационное обеспечение занятия:

1.  , Сидорова философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование).

2.  Горелов философии. Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3.  Губин : учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.

4.  , Шевцов философский словарь – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: АСТ, 2002.

5.  Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.

Интернет-ресурсы: http://philosophy. ru/ - Философский портал

Организационная структура занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Длитель.

(мин.)

1

2

3

4

Организационный этап

Приветствие

Общее приветствие

3

Проверка готовности студентов к занятию

Демонстрация готовности

Проведение перекличка

Участие в перекличке

Этап целеполагания

Формулировка темы занятия

Фиксация темы занятия в тетради

5

Постановка целей занятия

Участие в постановке целей занятия

Создание условий для положительной мотивации к обучению

Положительный настрой на обучение

Этап повторения изученного материала

Проведение устного фронтального опроса

Участие в опросе

7

Практическая часть

Выдача практических заданий с указаниями по их выполнению

Выполнение практических заданий

65

Наблюдение за процессом выполнения заданий

Консультативная помощь

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Фиксация выводов по теме

10

Рефлексия

Ответы на вопросы

Выставление оценок с комментариями

Ознакомление с оценками

Выдача домашнего задания

Фиксация домашнего задания

Окончание занятия

Всего

90

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

Практические задания по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.» содержат:

-  выдержки из оригинальных произведений известных философов, требующие осмысления и анализа;

-  выдержки из современных учебников и словарей по философии;

-  перечень рекомендуемых источников;

-  критерии оценивания.

Уважаемые студенты!

1)  Внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

2)  Изучите содержание соответствующих тем, используя конспекты лекций, теоретический материал, который содержится в пособии, а также рекомендованные источники.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5
Источник: http://pandia.ru/text/80/294/76989.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Учебно -методическая разработка. Словарь по дисциплине "Основы философии" Цветы канзаши для заколок


Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине Учебно-методическая разработка. Словарь по дисциплине


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ